Юридическое сопровождение налоговых проверок. Налоговые споры

Рано или поздно любая стабильно работающая компания сталкивается с налоговыми проверками: камеральными и выездными. Как правило, налоговые проверки (в особенности, выездные) заканчиваются доначислениями налогов, пеней и наложением штрафов. При этом в большинстве случаев, действия «проверяющих» нельзя признать законными.

Причина этого в формальных подходах, используемых инспекторами в ходе налоговых проверок. Как правило, проверяющие «придираются» к неверно составленной документации и к необоснованным расходам, при этом их правовые подходы в семидесяти процентах случаев отличаются от подходов арбитражных судов. Любая российская компания укрывает налоги, это факт. Но, к счастью, налогоплательщиков, инспектора предпочитают «докапываться» до бумажек, а не выявлять незаконные финансовые схемы. При этом, иногда «проверяющие» видят незаконные схемы по укрыванию налогов там, где их нет, и не видят их там, где они есть на самом деле. Поэтому бояться спорить с налоговиками не надо. В ходе налоговой проверки Вам обязательно что-то насчитают, просто потому что у каждой ИФНС есть свой план по сбору налогов в бюджет, но при грамотной и своевременной юридической помощи «налоговая» останется с носом, а Вы - при своих деньгах.

Налоговые проверки

Камеральные налоговые проверки

Порядку проведения камеральной налоговой проверки посвящена ст. 88 части первой НК РФ, в п. 1 которой установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Иначе говоря, камеральная налоговая проверка представляет собой мероприятие налогового контроля, проводимое в связи с представлением налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) и других документов, что дало повод к употреблению в правоприменительной практике понятия "камеральная налоговая проверка налоговой декларации" и других понятий.

 

Обратите внимание

  Необходимо обратить внимание на то, что право налоговых органов на проведение камеральных налоговых проверок не поставлено в зависимость от того, с какой периодичностью налогоплательщик представляет налоговую отчетность в налоговый орган.

Камеральная налоговая проверка может быть проведена в связи с представлением каждого документа налоговой отчетности. Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Выездная налоговая проверка

Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирован ст. 89 части первой НК РФ, в п. 1 которой определен основной признак такой проверки, отличающий ее от камеральной: выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом также предусмотрено, что, в случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Данное требование распространялось как на камеральные, так и на выездные налоговые проверки.

 

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

  • В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
  • Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
  • Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
  • Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.
  • При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Услуги нашей фирмы

Наша юридическая фирма предлагает свои юридические услуги по представительству в налоговых органах города Тулы и Тульской области: составление возражений на Акты камеральных и выездных проверок, участие представителя при рассмотрении Акта налоговой проверки, составление жалоб и апелляционных жалоб в УФНС по Тульской области.

Наше своевременное участие на стадии досудебного урегулирования позволит, если и не урегулировать спор, то, по крайней мере, избежать многих ошибок, которые способны негативно повлиять на исход судебного дела или привести к аресту, а затем и к списанию денежных средств с расчетного счета организации, индивидуального предпринимателя.

Юристы нашей компании имеют опыт практической работы по обжалованию решений налоговых органов в арбитражных судах в случаях:

  • привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральных и выездных налоговых проверок;
  • приостановления операций по счетам;
  • споры с налоговыми органами по налогу на добавленную стоимость (НДС), в том числе обжалование отказов в возмещении сумм НДС;
  • споры, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога (сбора);
  • споры с налоговыми органами по налогу на прибыль организаций (НП);
  • споры с налоговыми органами по единому социальному налогу (ЕСН), вытекающие из правоотношений, возникших до 1 января 2010 года;
  • споры, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование;
  • споры с налоговыми органами, связанные с невыполнением налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению НДФЛ;
  • споры, связанные с применением специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД, ЕСХН).

Формальные требования к содержанию искового заявления приведены в ч. 1 ст. 199 АПК РФ.

Помимо сведений, которые указаны в этой норме, в заявлении наши юристы максимально полно отразят все возможные аргументы в Вашу пользу.

Представитель от нашей юридической фирмы сосредоточится на фактах и обстоятельствах, которые доказывают вашу правоту по существу. Укажет, в чем неверны выводы налоговиков, приведет ссылки на первичные и другие документы.

Второй важный момент - выявление нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки. К таким условиям относится отказ налогоплательщику в предоставлении возможности (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ):

  • участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки;
  • давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.

Речь идет о ситуациях, когда вас не известили о рассмотрении материалов проверки (как первоначальном, так и с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля) либо не дали вам возможность представить возражения на акт налоговой проверки или по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля.

Далее необходимо выявить и привести в заявлении все нарушения, которые допущены налоговиками при составлении решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности и акта налоговой проверки.

Кроме того, важно указать на все нарушения законодательства, которые налоговики допустили в ходе конкретных мероприятий налогового контроля (например, при выемке, осмотре, экспертизе и т.д.). Таким образом, можно отвести часть, а то и все имеющиеся у налоговиков доказательства (п. 4 ст. 101 НК РФ, ч. 3 ст. 64 АПК РФ).

Не лишним будет указать и на все прочие нарушения сроков и порядка совершения тех или иных действий в ходе проверки. К примеру, на нарушения при назначении выездной проверки.

Даже незначительные нарушения в совокупности могут помочь нам расположить судей в свою пользу.

Также важно учесть формальные обстоятельства, которые могут повлиять на решение суда в случае привлечения к налоговой ответственности:

  • наличие обстоятельств, которые исключают привлечение к ответственности (ст. 109 НК РФ);
  • наличие смягчающих обстоятельств (ст. ст. 112, 114 НК РФ);
  • наличие обстоятельств, которые исключают вину налогоплательщика в совершении правонарушения (ст. 111 НК РФ), и т.д.

Формулировки заявления должны быть четкими, основанными на нормах права и сопровождаться ссылками на соответствующие статьи Налогового кодекса РФ. Ссылаться следует на нормы в редакции, которая действовала в спорный период.

Особенно важно в заявлении указать на судебные решения, подтверждающие вашу правоту. Желательно, чтобы это были решения Высшего Арбитражного Суда РФ или решения по нашему Центральному судебному округу.

Наши юристы сделают также ссылки на разъяснения Минфина России, ФНС России или регионального Управления ФНС России.

Как видим, составление заявления в арбитражный суд - нелегкая задача. К ее выполнению рекомендуем привлекать квалифицированных юристов, которые есть в нашей юридической фирме.

Опыт работы нашей юридической фирмы, свидетельствует, что с налоговыми органами можно и нужно судиться, так как при проведении выездных и камеральных проверок налоговые инспекторы используют правовые подходы, отличные от подходов арбитражных судей. Случаев расхождения между арбитражной практикой и практикой налоговых органов - сотни, если не тысячи. Но, не смотря на это, налоговые органы приняли за правило судиться до последней инстанции. Всё это делает судебные процессы несколько долгими (следует оговориться, что при подаче иска мы приостанавливаем действия оспариваемого решения, и Вы не несете финансовых рисков, пока идет суд), поэтому юридические услуги по налоговым спорам всегда стоят несколько дороже, чем, например, по делам о взыскании задолженности. Но мы уверены, Ваши затраты на наши юридические услуги обязательно оправдают себя после выигрыша в суде, после которого, налоговые органы долго не будут иметь желания проверять Вашу организацию.