Вернуться на главную

Сохранят или уничтожат картотеку арбитражных дел?

18 декабря 2013 года Госдума рассмотрела во втором чтении три проекта закона президента РФ, определяющие дальнейшую судьбу судебной системы страны после ликвидации Высшего арбитражного суда. Данные документы указывают, что арбитражные суды продолжат свое существование, но функции ВАС РФ будет выполнять Верховный суд, который будет находиться в Санкт – Петербурге. Отбор судей будет производить специальная экзаменационная комиссия и квалификационная коллегия.

Основные положения содержит ФЗ «О Верховном суде РФ», который подчеркивает, то Верховный суд составляют 170 судей, которые будут распределены по семи разным коллегиям: апелляционная, по гражданским, административным и уголовным делам, по экономическим спорам, военная, дисциплинарная коллегия для судей.

Естественно, больше всего поправок было внесено в ФЗ «О Верховном суде РФ», так как этот закон является ключевым. Высший арбитражный суд в свою очередь просил сохранить в надлежащем рабочем состоянии картотеку арбитражных дел, а также иные информационные ресурсы арбитража. Однако, такая инициатива не встретила поддержки и, но в то же время было предложено оставить картотеку до 2015 года. Стоит указать, что ее содержание составляет 15 миллионов рублей в год и не ясно кто будет ее оплачивать после объединения. К сожалению, дальнейшая судьба ресурса после 2015 года не известна.

Еще одним разочарованием оказалось переименование «Вестника ВАС РФ» в «Вестник арбитражных судов». Также законопроект предполагает уменьшение размера финансирования арбитражных судов. Провалом, также, оказалась идея ВАС сохранить кадровый аппарат высших судов или дать им возможность трудоустройства в другие государственные органы, но без конкурса или испытательного срока. Причина этому – денежный вопрос, так как в случае сокращения финансирования придется выплачивать работникам денежную компенсацию. Также ВАС РФ предложил оставить за работниками сроки выслуги лет и учитывать работу в суде при назначении следующего отпуска. Кроме того, было также высказана идея оставить за работниками, уволенными из высших судов, и членами их семей право проживания в служебном жилье, пока они не найдет и не получат новое.

Однако Госдума отвергла все предложенные инициативы.

Также мнения депутатов разделились. Одни считали необходимым закрепить за ВС издание не только актов-разъяснений и толкования права, но и издание норм, конкретизирующие и детализирующие законы. ВС РФ имел бы возможность конкретизировать УПК, ГПК, иные законы, определять правомочия органов и лиц, на которые данное положение распространяется и тд. Таким образом, данное нормотворчество снизило бы нагрузку Федерального собрания. Другие депутаты придерживались мнения, что такое полномочие ВС РФ создаст конкуренцию законодателям.  А дополнительный источник права в лице ВС РФ нецелесообразен.

Также была отвергнута идея создания в президиуме ВС РФ палаты по уголовным и гражданским делам, функции которых бы  состояли в пересмотре актов в порядке надзора. Причина тому – недостаточность времени для надлежащего выполнения надзорных функций.

Голосование по данным трем законопроектам шло долго, депутаты никак не могли прийти к консенсусу. В конце концов, после четвертой попытки все три законопроекта были одобрены.

Нельзя не согласиться, что на настоящий момент арбитражная система находиться на высочайшем уровне. Особенно состояние картотеки арбитражных дел. Ей пользуются не только юристы, но и инвесторы, которые с ее помощью узнавали об исках против компании, имели право знакомиться с практикой. Ликвидация информационных ресурсов создаст огромные трудности, как для судей, так и для граждан, обратившихся за судебной защитой. Поэтому, что станет в будущем с арбитражной системой остается загадкой.


К списку новостей