С чем работает Росприроднадзор. Разбираем действия суда
Заказать судебное представительство в арбитражных и районных судах ЗаказатьОсновным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность, связанную с отходами, и отражающим государственную политику в этой сфере, является Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Следует отметить, что названный Закон выступает одним из основных регуляторов в сфере обеспечения экологических приоритетов государства и общества при решении вопросов, связанных с обращением с отходами.
Отходы производства и потребления являются одной из наиболее значимых (глобальных) экологических проблем современности, решение которой со временем становится все более необходимой.
В соответствии с официальным докладом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, сложившаяся в Российской Федерации современная ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны.
Преамбула названного Федерального закона устанавливает основные цели и задачи его действия, во-первых, предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, во-вторых, создание правовых основ вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Приоритет охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды является ключевым в Российском экологическом законодательстве.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
В данном случае хочется остановиться на положениях ст.8.2 КоАП РФ, целью которой является обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду.
Сфера ее действия охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий (объектов).
Конкретным примером применения данной правовой нормы, а также положений Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» будет служить судебная практика.
Так, рассмотрим конкретный отдельно взятый случай из сложившейся судебной практики.
Должностным лицом Управления Роспотребнадзора при осуществлении административного расследования в Общества с ограниченной ответственностью «А» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в котором указано, что при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов Обществом не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования при размещении отходов производства и потребления, а именно: складирование ТБО допускается вне рабочей карты полигона, уставлен факт загрязнения территории по обеим сторонам подъездных путей твердыми бытовыми отходами, не организована их тщательная уборка и очистка. Ограждение полигона или заменяющие его осушительная траншея или вал предусмотрено не по всему периметру. Отсутствуют переносные сетчатые ограждения у мест разгрузки и складирования ТБО. Перечень исследуемых показателей, определенных планом-графиком производственного контроля за состоянием окружающий среды на полигоне ТБО, не в полном объеме соответствует требованием санитарных правил.
При рассмотрении экспертного заключения, протокола лабораторных исследований испытаний, поступивших в Управление Роспотребнадзора, установлено, что в отобранной пробе почвы в месте складирования композиции известково-гипсовой (КИГ) на территории полигона ТБО, эксплуатируемого Обществом, зарегистрировано превышение установленных ГН 2.1.7.2041-06 предельно-допустимых концентраций химических веществ в почве по содержанию свинца (I класс опасности) в 4,7 раз и установленных ГН 2.1.7.2511-09 ориентировочно-допустимых концентраций химических веществ в почве по содержанию цинка (I класс опасности) в 1,6 раз и меди (II класс опасности) в 1,3 раза.
Указанные в протоколе факты являются нарушением ст.ст.11, 20, 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.11 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления»; п.п.1.2, 4.4, 5.1, 5.3, 6.7, 6.8, 6.9 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов».
Постановлением судьи районного суда Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов сроком на 60.
С судьей районного суда согласилась судебная коллегия по административным делам Областного суда, оставив названное постановление без изменения.
Другим примером может служить следующий случай судебной практики.
Так, в отношении Открытого акционерного общества «Е» Управлением Росприроднадзора составлен протокол за нарушение требований ст.ст.11, 26 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.ч.1, 2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившееся в несанкционированном вывозе образующегося отхода – навоза куриного на земельный участок, расположенный вдоль грунтовой дороги. Размещение отхода – навоза куриного на указанном участке производится небезопасным для окружающей среды способом, что приводит к захламлению территории и загрязнению почвенного покрова. Обществом не определено место размещения образующего отхода, не определен и не согласован в установленном порядке порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судьей районного суда установлено, что согласно Устава, основным видом деятельности Общества является производство, переработка и реализация яиц, мяса птицы и другой сельскохозяйственной продукции на основе реального использования ресурсов. Основными отходами Общества являются помет куриный свежий (3 класс опасности), помет куриный перепревший (4 класс опасности). Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение помет куриный свежий должен размещаться в пометохранилище, помет куриный перепревший в течение 45 дней выдерживается в пометохранилище и выносится в виде удобрения на собственные поля предприятия. На территории промышленной площадки пометохранилище не зафиксировано. При обследовании земельного участка, являющегося территорией бывшего утятника Общества, расположенного вдоль грунтовой дороги, зафиксировано размещение куриного навоза, перьев, бытовых, строительных отходов, упаковки аммиачной селитры. В настоящее время указанный земельный участок не является собственностью Общества. Размещение указанных отходов производится на площадке с бетонированным основанием и на прилегающей к ней территории. По информации начальника инженерно-технической службы Общества данный участок используется предприятием для временного накопления образующегося куриного навоза с последующим вывозом его на поля в качестве удобрения. Также несанкционированное размещение навоза производится на почве справа и слева вдоль грунтовой дороги от общественной автодороги.
Совместно с навозом зафиксировано захламление территории бытовым, строительным мусором. Ориентировочная масса размещенного навоза 100-150 тонн.
Дав всем собранным по делу доказательствам правовую оценку, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Рассмотрев жалобу Общества, судья Областного суда не нашел оснований к отмене принятого по делу решения, указав, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии в нормами действующего законодательства.
Таким образом, приведенные примеры позволяют сделать вывод о том, что решение проблемы отходов требует выработки особых методов природоохранной деятельности Российской Федерации. С одной стороны необходимо внедрение технологического подхода, направленного на разработку новых и применение существующих малоотходных и безотходных технологий, позволяющих минимизировать негативные последствия их воздействия на окружающую среду и использовать их в качестве дополнительных источников сырья. С другой стороны, достаточно важен правовой подход, выражающийся в оптимизации правового регулирования обращения с отходами в целях повышения эффективности всех форм контроля в данной сфере.
Автор статьи: юрист «Правового бюро «ТРИБУН» Самохин С.В.
Юридическая фирма «Правовое бюро «ТРИБУН». Все права защищены.
К списку статей