г. Тула, ул. Советская, д. 7, офис 33 8 (4872) 38-42-71

Правовое бюро

Трибун

juristtula@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ВЕДЕНИЕ ДЕЛ В СУДАХ

Обмен мобильного телефона надлежащего качества. Защита своих потребительских прав!

Заказать судебное представительство в арбитражных и районных судах Заказать

Уже долгое время мобильный телефон, смартфон, коммуникатор, стали неотъемлемыми атрибутами нашей повседневной жизни и их приобретение стало рядовым действием. Однако нередки случаи, когда купленный телефон по каким-либо параметрам – габаритам, форм-фактору, отсутствию или избытку функций, размеру экрана, и т.д. не удовлетворяет покупателя. Зачастую, такие «недостатки»невозможно обнаружить при первичном знакомстве с техникой, человек отмечает их через нескольких дней. Возникает необходимость в замене приобретенного мобильного телефона на аналогичный товар с иными параметрами, что сопряжено с определенными трудностями. Таким образом, возникает вопрос, а можно ли обменять мобильный телефон надлежащего качества на аналогичный товар или нет. Относится ли мобильный телефон к технически сложным товарам?

Начать стоит с того, что в обмене мобильных телефонов надлежащего качества на аналогичный товар другой модели продавцы отказывали и отказывают практически всегда. При этом они ошибочно ссылались на то, что мобильный телефон является технически сложным товаром и, следовательно, ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» применяться не может. Данная позиция продавцов являлась неправомерной, так как относительно недавно действовало Постановление Правительства РФ от 1998 года, которое утверждало «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежащих возврату или обмену не аналогичный товар…». В данном Перечне мобильный телефон не упоминался в качестве технически сложного товара. Следовательно, мобильный телефон формально не являлся технически сложным товаром и отказ продавца в обмене на аналогичную модель был неправомерен и противоречил существующему законодательству. Данная позиция была также высказана в Письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об обмене сотовых телефонов». В Письме указывается, что в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 аппаратура радиоэлектронная бытовая относится к классу товаров с кодами ОКП 65 8000 - ОКП 65 8900.

Например, согласно сертификату соответствия сотовый телефон является продукцией с официальным наименованием "радиостанция носимая" и имеет код ОКП 657140, относящийся к классу продукции - средства радиосвязи, радиовещания и телевидения общего применения. Следовательно, наименование товара "сотовый телефон" является обиходным и данный товар не относится к классу продукции- бытовая радиоэлектронная аппаратура. Таким образом, стационарный телефонный аппарат и мобильный телефон имеют совершенно разные коды классификации. Стоит отметить, что по непонятным причинам данное Письмо не имело официального значения и было опубликовано на сайте Роспотребнадзора в качестве рекомендации.Более того, чуть позже это письмо было удалено с официального сайта Роспотребнадзора РФ.

В связи со сказанным ситуация с обменом мобильных телефонов надлежащего качества была достаточно запутанная и неоднозначная. В 2011 году в силу вступило новое Постановление Правительства РФ, которое утвердило новый Перечень технически сложных товаров, в который вошло «оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями». Таким образом, в соответствии с новым перечнем мобильные телефоны оснащенные сенсорным экраном были отнесены к технически сложным Товарам. Как же быть с обычными кнопочными телефонами? По нашему мнению к кнопочный мобильный телефон не должен относится к технически сложным товарам и в отношении него должна применяться норма о его обмене, даже в случае его надлежащего качества.

Как же поступить рядовому потребителю в случае отказа продавца обменять мобильный телефон? Во-первых, необходимо составить письменную претензию в двух экземплярах – один экземпляр передается продавцу (лично или по почте), на другом ставится отметка о принятии. В претензии необходимо указать причину обмена (не подходит по цвету, форме, техническим характеристикам и т.д.), свой почтовый адрес и контактный телефон. Необходимо помнить, что продавец обязан произвести обмен товара надлежащего качества в течение трех дней с момента подачи претензии. При отсутствии в момент обращения аналогичного товара, потребитель вправе отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы. Требование по возврату суммы продавец обязан исполнить в десятидневный срок с момента обращения. Если требуемой модели нет в наличии, то по соглашению сторон, продавец может на себя обязательство незамедлительно сообщить покупателю о появлении вышеназванной и беспрепятственно обменять телефон. Если же продавец просрочил добровольное исполнение одного из вышеназванных требований, то покупатель вправе требовать выплаты неустойки в размере 1% от цены покупки за каждый день вплоть до полного удовлетворения требования(неустойка не может превышать сумму самой покупки).

Не стоит забывать и про соответствующий перерасчет покупной цены. То есть, если покупатель желает совершить обмен на более дорогую модель, то у него возникает обязанность доплатить соответствующую разницу в цене и наоборот. Речь идет о стоимости товара именно на момент обращения покупателя с претензией, а не в момент первичной покупки.

В случае отказа в добровольном удовлетворении требований покупатель может сделать запись в книге жалоб и предложений с описанием обстоятельств и указанием контактного номера. Продавец обязан выдать книгу жалоб и предложений по первому требованию клиента.

О факте нарушения прав потребителей в Тульской области также можно сообщить по телефону «горячей линии» Роспотребнадзора или воспользоваться нашей юридической консультацией.

Автор статьи: юрист «Правового бюро «ТРИБУН» Самохин С.В.

Юридическая фирма «Правовое бюро «ТРИБУН». Все права защищены.

К списку статей