О заключении Общественной палаты РФ на закон об объединении ВАС и ВС РФ
Ряд замечаний, касаемых законопроекта о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", были выдвинуты Общественной палатой РФ и направлены, соответственно, в Совет Федерации.
Замечания спровоцированы тем, что предполагаемая система отбора кандидатов на должность судей Верховного Суда РФ Специальной квалификационной коллегией двояко воспринята в компетентном сообществе, ибо имеет некую выраженную неопределенность в части порядка назначения судей.
Дело в том, что закон утверждает, что полномочия судьи прекращаются в связи с упразднением (или реорганизацией) суда, если он откажется от перехода в другой суд. Следовательно, руководствуясь нормами закона, можно утверждать, что судье должна быть предоставлена возможность перейти в другой суд. Тем не менее, переходные положения закона о поправках в Конституцию не отражают данного подхода. Так, при их реализации возникают противоречия: не только нормам названного ФЗ, но и конституционному принципу независимости судей и ряду соответствующих международных актов. Соответственно предлагается сформировать некий «стартовый» состав ВС РФ посредством слияния судей двух судов, а не проведением какого-либо отбора.
К сожалению, предполагается, что в действительности, вероятно, возникнут сложности с внесением изменений в процессуальные кодексы: гражданский процессуальный и арбитражный процессуальный, так как последние в корне по-разному регулируют деятельность Президиумов ВАС РФ и ВС РФ.
Очевидно, что у обновленного Верховного Суда будут возникать вопросы с рассмотрением дел, некогда находившихся в ведении арбитража, по причине не готовности необходимых изменений в ГПК РФ, а такие изменения представляют собой сложнейшую работу, требующую огромного количества времени.
Общественная палата РФ подытоживает, что любая поспешность в проведении реформы негативным образом скажется на предпринимательском климате в стране, что, как следствие, нарушит гарантии защиты законных прав и интересов участников хозяйственной деятельности. Как следствие, предполагается увеличение предусмотренного законом переходного периода на необходимый срок.
В заключении отметим, что Советом Федерации рассматриваемый закон одобрен и будет направлен в законодательные органы федеральных субъектов для одобрения.
К списку новостей