«Жильцы без права выселения» по мнению Верховного Суда Российской Федерации
В «Российской газете» опубликовано письмо Верховного Суда РФ, в котором даны пояснения ряду случаев, в которых собственник квартиры не может выгнать сожителей.
Известно, что суды переполнены исками, направленными на выселение прописанных в жилых помещениях, но посторонних для хозяина, людей. Как правило, собственники жилья думают, что, обладая правом владения объектом недвижимости, выселить других жильцов – это не есть проблема. Нет. Зачастую это проблема. Конечно, не во всех случаях, но тем не менее…
Не так давно, разрешая судебное дело по иску о выселении, Верховный Суд РФ вынес решение не в пользу собственника объекта недвижимости, аргументировав свое решение тем, что имеют место ситуации, когда собственник жилья не может требовать выселения посторонних.
Ниже мы хотим изложить суть одного дела как примера, по которому Верховный Суд при его пересмотре принял позицию, диаметрально противоположную позициям, занимаемым судами предстоящих инстанций.
Так, гражданка N обратилась в суд с требованием выписать из принадлежащей ей на праве собственности квартиры без предоставления другого жилья нескольких человек. Собственницей жилья женщина стала после смерти отца. При жизни отца в этой квартире проживал сам отец непосредственно, а также его дочь - гражданка N и сын с семьей – своей женой и двумя их детьми.
Вследствие смерти отца наследниками оказались наша истица – гражданка N и ее родной брат. Каждому из них досталось по ½ объекта недвижимого имущества. Однако, ее брат к моменту появления данного наследства уже развелся с женой, а принадлежащую ему часть унаследованной квартиры подарил сестре. Но «подарок» оказался с обременением - в квартире фактически жили и оставались прописанными в ней же его бывшая жена и их двое детей. Получив право на полное владение, пользование и распоряжение квартирой, гражданка N решила, что закон - на ее стороне – и что она, как следствие, вправе выселить бывшую жену брата как абсолютно чужого ей человека. Дети ее брата и его бывшей жены тоже, не являясь ей близкими родственниками, попали под угрозу выселения на тех же основаниях, что и их родная мать. Однако дети брата гражданки N с их матерью посчитали, что закон – на их стороне – и обратились со встречными исковыми требованиями в суд, требуя предоставить им право проживать в той квартире, в которой они проживают.
При судебном рассмотрении дела в суде первой инстанции суд принял позицию гражданки N, вынеся решение, обязывающее «чужих» покинуть жилплощадь, но с той оговоркой, что в течение года «чужие» вправе проживать в квартире, принадлежащей гражданке N. Верховный суд Республики с решением районного суда согласился.
«Чужие» не растерялись. Будучи уверенными в законности своих требований, они обжаловали решения нижестоящих судов в Верховном суде страны, который, на всеобщее удивление, признал вынесенные ранее решения незаконными.
Суть в том, что злополучная квартира в свое время выделялась на семью из пяти человек. Именно на семью (!). В состав семьи на тот момент входила женщина – тогда еще законная жена брата гражданки N, и тогда еще несовершеннолетние дети. Квартира числилась кооперативной. Районный суд и Верховный суд Республики, выселяя «чужих», сослались на 31-ю статью Жилищного кодекса, которая утверждает, что «чужие» не являются членами семьи собственницы жилплощади и, как следствие – чужие ей лица. На что Верховный суд возразил, что ордер выдавался на пятерых человек как на одну семью. И этот ордер в установленный законом срок, равный трем годам, никто не признавал незаконным. Следовательно, каждый из членов некогда большой семьи был в свое время законно принят в члены жилищного кооператива и приобрел самостоятельное право жить в данной квартире.
К списку новостей