Вернуться на главную

Заказать судебное представительство в арбитражных и районных судах Заказать

Контрольные (надзорные) органы выходят на новый уровень проверок или немного о том, какие новшества принес 2017 год проверяемым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям


В июле 2015 года законодатель преподнес подарок коммерсантам, введя трехлетний мораторий на проведение проверок организаций малого бизнеса.
Но радостные известия, как оказалось, на этом закончились, так как с 1 января 2017 года вступили в действия изменения небезызвестного в кругах предпринимателей и юридических лиц Федерального закона № 294-ФЗ, которые достаточно серьезно усложнили жизнь контролирующим органам и проверяемым ими лицам.
Изменения, внесенные в вышеуказанный закон, непосредственно касаются полномочий контролирующих органов и их можно условно разделить на следующие группы:
- проведение профилактических мероприятий;
- проведение контролирующих мероприятий без взаимодействиями с проверяемыми лицами;
- проведение внеплановых проверок по новым дополнительным основаниям;
- проведение контрольной закупки.
И так, более детально разберемся по пунктам.

Проведение профилактических мероприятий


В соответствие с новоутвержденными правилами контролирующие органы теперь обязаны ежегодно утверждать программы профилактики нарушений. Согласно данным программам проверяющие будут проводить ряд следующих мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, предъявляемых к ИП и юридическим лицам:
- размещать на официальных сайтах контролирующего органа перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю.
Так, например, на данные изменения очень быстро среагировала Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). На официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «Перечень обязательных требований» можно обнаружить перечни актов, содержащих обязательные требования, которые будут оцениваться инспекторами при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере защиты прав потребителей и в области санитарно-эпидемиологического законодательства;
- обязаны проводить работу по информированию проверяемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в той или иной области законодательства. Будет эта работа осуществляться путем подготовки и распространений руководств и методических рекомендаций, организации и проведении семинаров и конференций, проведением разъяснительной работы и многое другое. Другими словами, контролирующие органы всерьез займутся обучением и подготовкой проверяемых ими лиц и будут на профилактическом уровне устранять недочеты и нарушения в их деятельности;
- осуществлять обобщение (как минимум 1 раз в год) практики проведения контрольных мероприятий с указанием наиболее часто выявляемых нарушений установленных требований в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3.jpg

Одним из наиболее серьезных нововведений в рамках профилактических мероприятий стало предоставление инспекторам полномочий по выдаче подконтрольным (поднадзорным) лицам предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
Следует знать, что контролирующий орган может объявить предостережение юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю только в случае, если:
1. у органа имеются сведения о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, которые были получены при проведении контролирующих мероприятий без взаимодействиями с проверяемыми лицами;
2. информация о нарушениях содержится в поступивших в органы обращениях и заявлениях (но не анонимных) от граждан, от иных органов госвласти, местного самоуправления, в СМИ.
Но! Это все только в случае, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушения причинили вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства или привело к возникновению чрезвычайных ситуаций либо создало непосредственную угрозу возникновения таких последствий.
Еще один важный нюанс: при объявлении предостережения контролирующий орган должен установить отсутствие фактов привлечений к ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за соответствующие нарушения закона.
В ответ на данное предостережение коммерсанты должны отреагировать должным образом: принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленные предостережением сроки органы контроля.
Стоит также отметить, что как и требования к проведению контролирующими органами профилактических мероприятий, так и порядок составление и направление предостережений и подачи возражений на них со стороны проверяемых лиц определяется Правительством РФ, которое до настоящего времени данные требования еще не разработало.

Проведение контролирующих мероприятий без взаимодействиями с проверяемыми лицами


По новым правилам контролирующие органы имеют право осуществлять контролирующие мероприятия, которые не требуют прямого взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. К таким мероприятия отнесены:
- плановые осмотры территорий, акваторий, транспортных средств;
- административные обследования объектов земельных отношений;
- исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга;
- измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
- другие виды и формы мероприятий по контролю.
Указанные контрольные мероприятия проводятся инспекторами контролирующих органов на основании специальных утвержденных руководителем заданий.

2.jpg

Дополнительно органами власти будут разработаны порядок проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, порядок оформления заданий и результатов проведенных проверок.
Если в рамках проведения данных контролирующих мероприятий инспектор выявит нарушения обязательных требований, допущенных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, он принимает меры по пресечению таких нарушений (законодатель не указывает конкретно какие) и направляет руководителю контролирующего органа мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях.
Важным моментом данного нововведения является то, что по этому мотивированному представлению может быть назначена внеплановая проверка коммерсанта, допустившего нарушения.
Таким образом, законодатель предоставил контролирующему органу еще одно основание для проведения внеплановой проверки, причем данное основание может самостоятельно быть разработано самим контролирующим органом. В данном случае, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей это обстоятельство является минусом. Как данная норма будет реализовываться на практике, предстоит увидеть, но думается, что не обойдется без негативных последствий для проверяемых лиц.

Проведение внеплановых проверок по новым дополнительным основаниям


Помимо прочего, законодатель не обошел стороной и основания проведения внеплановых проверок. Возникли дополнительные основания, которые предоставили право инспекторам нагрянуть с проверкой к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
И так, инспектора по дополнительным основаниям могут придти с проверкой если:
- в контролирующий орган поступило заявление от юридического лица или ИП о предоставлении правового статуса или специального разрешения. Так что если, Вы, например, как индивидуальный предприниматель решили получить лицензию на осуществление медицинской деятельности и подали соответствующее заявление в контролирующий орган, ждите проверки с Росздравнадзора или Роспотребнадзора. Причем данная проверка по требованиям действующего законодательства не будет согласовываться с органами прокуратуры;
- инспектор направил мотивированное представление руководителю о проведении внеплановой проверки, если пришел к выводу, что по результатам проведения контрольных мероприятий без взаимодействия с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, в которых содержатся данные о фактах возникновения угрозы или причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также нарушение прав потребителей. Однако, в части нарушения прав потребителей законодатель сделал оговорку, согласно которой гражданин должен прежде обратиться к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю с заявлением и только в случае отказа от удовлетворения его требований может обратиться в контролирующий орган, инициировав таким образом внеплановую проверку;
- при проведении контрольных мероприятий без взаимодействия с проверяемыми лицами выявлено, что деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя отклоняется от определенных параметров, так называемых «индикаторов риска». Индикаторы риска еще одно важное понятие, которое введено в указанное законодательство. Индикаторы риска – это особые параметры, отклонения от которых не является доказательством нарушения обязательных требований коммерсантами, но «свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения». Что конкретно это за индикаторы и с чем как говорится их «едят» в законе не указано, возможно, в дальнейшем будут уточнены Правительством РФ.

Кроме того, в закон внесена интересная поправка: если проведение плановой или внеплановой проверки стало невозможным из-за отсутствия ИП или представителя юридического лица, либо в связи с действиями (бездействиями) проверяемых лиц, направленных на срыв проводимой внеплановой проверкой, инспекторы составляют акт о невозможности проведения проверки, и контролирующий орган в течение 3-х месяцев со дня составления акта принимает решение о проведение внеплановой или плановой проверки в отношении таких лиц без уведомления последних. Таким образом, предпринимателям и юридическим лицам теперь обхитрить инспекторов будет тяжелее и себе накладнее.
В сфере проведения проверок законодатель внес и небольшие плюсы для коммерсантов. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям стоит помнить, что теперь инспектора не могут требовать предоставления документов и информации до даты начала проведения проверки. На практике же контролирующие органы часто грешили данным фактом и запрашивали всю необходимую информацию до начала проведения проверки. Контролирующие (надзорные) органы теперь обязаны самостоятельно запрашивать все необходимые сведения в различных органах в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Проведение контрольной закупки


Но наиболее значимым нововведением среди прочих поправок, внесенных в Федеральный закон № 294, и наиболее негативным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является введение особого мероприятия по контролю «контрольная закупка».
Очень распространенное мероприятие в сфере оперативно-розыскной деятельности с определенными особенностями законодатель пытается внедрить в сферу проверок, которые осуществляют контролирующие органы.
Контрольная закупка проводится по тем же основаниям, что предусмотрены в законе для проведения внеплановых выездных проверок, но со своими нюансами.
При контрольной закупке инспектор совместно с двумя независимыми лицами (свидетелями) осуществляет действия, которые создают ситуацию по совершению сделки в целях проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, например, при продаже товаров. То есть такое мероприятие подразумевает этакую ловлю на «живца».
При проведении контрольной закупки используется фото и видеосъемка.
Если проверяемое лицо «клюнет», и, следовательно, создаст своими действиями (бездействиями) обстоятельства по нарушению обязательных требований, инспектор обязан прекратить проведение контрольной закупки, предъявить нарушителю удостоверение, распоряжение о проведении контрольного мероприятия и составить незамедлительно акт.
Все особенности проведения контрольной закупки, внесения записи о ней в единый реестр проверок будут установлены Правительством РФ.
В связи с введением такого мероприятия возникает много вопросов о реализации данного нововведения на практике. Так, например, каким же образом будут проводиться проверки инспекторами контролирующих органов в муниципальных районах, где почти все юридические лица и индивидуальные предприниматели знают проверяющих в лицо?
Ответы на этот и другие вопросы можно получить только со временем, причем методом проб и ошибок.

Вывод


В заключение стоит отметить, что в статье отражены не все изменения, которые внесены в Федеральный закон № 294-ФЗ. Но в нашей новостной статье мы постарались отразить наиболее масштабные изменения, которые напрямую коснутся деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Неосвещенные изменения носят более технический характер и связаны с организацией деятельности контролирующих органов с технической стороны.
Но анализируя изменившее законодательство, можно прийти к однозначному выводу, что все вышеуказанные изменения только усложнят жизнь коммерсантам, в больше мере отражаясь на деятельности компаний малого и среднего бизнеса.


Автор статьи: юрист "Правового бюро "Трибун" Ижерская Т.А.

Юридическая фирма "Правовое бюро "Трибун". Все права защищены.

К списку статей