Вернуться на главную

Что такое на самом деле капитальный ремонт жилища?

В ФЗ «О приватизации жилищного фонда» от 1991 года имеется знаменитая 16 статья, указанием которой государство (муниципалитет)обязаны участвовать в проведении капитального ремонта многоквартирного дома. То есть, по большому счету первый капитальный ремонт для новых собственников должен быть бесплатным, т.к. обязательство по его проведению лежит на прежних владельцах жилплощади. Однако на практике, мало кому из граждан удалось по нудить государство финансировать капитальный ремонт. Как правило, гражданин получает настоятельную рекомендацию записаться на очередь согласно 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Согласно этому закону жители принимают решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, при этом финансируя 5% от сметной стоимости ремонта. К сожалению, год от года финансирование этой программы понижается.

Но и такое положение вещей невыгодно для государства,капитальный ремонт для него является лишним балластом, дополнительной статьей расходов. Обязательства по капремонту упраздняются окончательно. Таким радикальным шагом стало принятие закона «О создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов». Есть мнение, что инициатива создания такого закона исходила от Министерства финансов РФ. Каковы же основные положения нового закона?

Обязанность оплаты капитального ремонта возлагается на всех собственников жилья поголовно. Даже те, кто заселился в новостройку,ремонт которой не потребуется ближайшие 30-40 лет. Граждане, проживающие в квартирах по договору социального найма также обязаны будут платить – тариф будет включен в плату за наем жилого помещения. Контролем финансового потока выступит государство, фонд будет представлять «общий котел» без идентификации платежей по конкретным строениям. Иными словами, платить гражданам обязательно,но прав распоряжаться и требовать что то взамен у них отсутствует. Платеж за кап ремонт будет ежемесячным. При этом сумму сбора будет определять муниципалитет. Указанием закона на собственников может быть переложено вплоть до ста процентов расходов. Государство же освободило себя обязательств по со финансированию проекта.

Так, ни государство в целом, ни тем более муниципалитеты не имеют достаточных финансовых средств для тотального проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов. А с учетом того, что подавляющее большинство регионов РФ является дотационными, то выгода нового закона для государства является очевидной.

На практике с учетом лоббирования со стороны управляющих организаций, для проведения капитального ремонта будут выбираться дома, «удобные» для проведения такового. Дома, требующие капремонта в первую очередь, могут остаться без внимания как «неудобные». Необходимо отметить, что капитальный ремонт можно производить частично (выборочно) или тотально(комплексно). Безусловно, граждане заинтересованы во втором варианте, но он требует в разы больше финансовых и трудовых затрат и тем самым невыгоден для управляющих организаций. Выборочный ремонт (выбирать будет конечно же управляющая компания), осуществленный «кривыми» руками гастарбайтеров с минимальными затратами – вот цель УО. Подзаконные акты, регламентирующие процесс выбора домов для капремонта, состава работ, не изданы.

К сожалению, таковой представляется целевая направленность изменений жилищного законодательства в последние годы.

Автор статьи: юрист юридической фирмы "Правовое бюро "Трибун" Жаворонков Ю.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К списку статей