г. Тула, ул. Советская, д. 7, офис 33 8 (4872) 38-42-71

Правовое бюро

Трибун

juristtula@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ВЕДЕНИЕ ДЕЛ В СУДАХ

ИНКОТЕРМС. Что это такое?

Заказать судебное представительство в арбитражных и районных судах Заказать

У субъектов предпринимательской деятельности, заключающих договоры международной купли-продажи зачастую возникают вопросы, связанные с применением правил ИНКОТЕРМС. Данный вопрос, как правило, ставят перед предпринимателями сотрудники банков, во время оформления паспортов сделок, выставляя требования о соответствии договора поставки правилам ИНКОТЕРМС. Что же такое ИНКОТЕРМС?

ИНКОТЕРМС (от англ. Incoterms - International Commercial Terms) является сводом международных правил по толкованию торговых терминов, разработанных Международной торговой палатой. С 1 января 2011 года стала действовать актуальная редакция Международных правил толкования торговых терминов«Инкотермс-2010» (публикация МТП  № 715).

Сферой применения ИНКОТЕРМС являются права и обязанности сторон возникающие с международной куплей-продажей в отношении поставки проданных товаров и только по определенным аспектам.

Статьей 6 ГК РФ установлено, что если в договоре использованы принятые  международные торговые термины, то при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами. При этой желательно делать в самом договоре соответствующую ссылку о применении правил ИНКОТЕРМС с конкретным указанием на реквизиты конкретных правил, которые применяют в своих правоотношениях стороны. Стоит отметить, что в случае разногласий правила ИНКОТЕРМС будут применяться в той части, в которой не противоречит условиям контракта и императивным нормам выбранного сторонами национального законодательства. Таким образом, наиболее оптимальным способом применения ИНКОТЕРМС является тщательным анализ текста соответствующей редакции правил и включение их положений в международный контракт, в этом случае правила будут иметь обязательную для сторон силу.

Важным моментом является, что правила ИНКОТЕРМС не заменяют условия договора купли-продажи, а лишь облегчают международный оборот товаров, унифицируют его,делают понятным для всех его участников, в том числе и в случае судебных споров между сторонами.

Вначале 90-ых годов правила ИНКОТЕРМС были объявлены торговым обычаем, таким образом, они не являются источникам международного права в прямом смысле, проще говоря, факультативны для применения сторонами международных торговых правоотношений. При этом в судебной практике есть случае применения ИНКОТЕРМС как одного из доказательств в виде правового обычая, даже в случае отсутствия ссылки об их применении в тексте самого договора. Это подтверждается тем, что пунктом 6 статьи 1211 ГК РФ установлено, что, если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношения обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами.

Практика международного коммерческого арбитража повсеместно признает торговые обычаи в качестве источников права. На основании п. 3 ст. 28 Закона РФ от07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» и параграфа 26 Регламента МКАС при ТПП РФ арбитраж принимает решение, основываясь на условиях договора и торговых обычаях, применимых к конкретной сделке.

В настоящее время в России ИНКОТЕРМС рассматриваются в качестве неофициального источника правовых обычаев торговли с различными иностранными контрагентами.

В редакции ИНКОТЕРМС-2010 число терминов стало меньше 13 сменились на 11. Добавились два термина: DAT (поставка на терминале) и DAP (поставка в месте назначения).

Структура Инкотермс-2010

Группа Е (отгрузка) содержит термин EXW («франко завод»), указывающий, что продавец исполняет свои обязательства по договору поставки с момента передачи товара в собственность покупателю. При этом на продавце не лежит ответственность за погрузку товара на транспорт, в том числе за таможенное оформление товара для экспорта.

Таким образом, данный термин подразумевает минимальные обязательства для продавца, в связи с чем, покупатель несет бремя всех расходов и рисков относительно перевозки товара от продавца до места назначения.

Группа F (основная перевозка не оплачена продавцом) содержит три термина: FCA, FAS, FOB.При этом термины FAS и FOB применяются при морских и внутренних водных перевозках. А термин FCA – при любых перевозках.

Термин FCA («франко перевозчик») подразумевает под собой обязанность продавца по доставке прошедшего таможню товара перевозчику, которого указал покупатель. Стоит подчеркнуть, что от выбора места поставки будет зависеть круг обязательств по загрузке и разгрузке товара в данном месте. Если поставка производится на территории продавца, то ответственность за отгрузку лежит на нем. Если в другом месте –продавец ответственность за отгрузку не несет.

Под«перевозчиком» при этом подразумевается любое лицо, которое согласно договору перевозки обязано обеспечить перевозку груза железнодорожным, воздушным,автомобильным или морским транспортом, включая смешанные перевозки.

Если покупатель передает товар другому лицу, не являющимся перевозчиком (например,экспедитор), то считается, что продавец исполнил свои обязательства относительно поставки товара с момента предоставления его этому лицу. 

ТерминFAS, («франко вдоль судна») указывает, что продавец считается выполнившим обязательства по договору поставки, если товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в согласованном пункте отгрузки. После этого все расходы и риск гибели несет покупатель. Также покупатель обязан очистить товар от пошлин для его вывоза. Но стоит помнить, что данный термин не стоит применять, когда покупатель не имеет возможности обеспечить выполнение таможенных формальностей.

ТерминFOB («франко борт»), как и термин FAS, указывает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по договору с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. После этого все риски и расходы несет покупатель. При этом на продавца возлагается очистка товара от пошлин для экспорта.

Группа С(основная перевозка оплачена продавцом) содержит четыре термина: CFR, CIF, CIP,CPT.  При этом термины CFR и CIF используются при морских и внутренних водных перевозках, а CIP и CPT – для любых видов транспорта.

Термин  CFR («стоимость и фрахт») указывает, что продавец выполнил свои обязанности по поставке с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. Здесь, продавец несет бремя расходов и фрахт(плата за перевозку груза), которые необходимы для доставки груза в соответствующий порт назначения. Все риски и необходимые расходы, которые возникают после отгрузки, переходят к покупателю.

ТерминCIF («стоимость, страхование и фрахт») схож с термином CFR в том, что продавец считается выполнившим договор при переходе товара через поручни судна в порту.Здесь продавец также несет бремя расходов и фрахт. Также покупателю переходят все риски и необходимые расходы. Отличие состоит в том, что продавец должен приобрести морское страхование в пользу покупателя в целях предотвращения риска потери или повреждения товара во время перевозки. Из этого следует, что продавец должен заключить договор страхования и произвести оплату страховых взносов. Но стоит обратить внимание, что от продавца требуется обеспечить страхование лишь с минимальным покрытием. Если покупатель захочет иметь страхование с большим покрытием, он должен договорить об этом с продавцом, либо самостоятельно заключить дополнительное страховое соглашение.

Термин CIP («фрахт-перевозка и страхование оплачены до») устанавливает, что на продавце лежит обязанность доставить товар перевозчику. Вдобавок, продавец оплачивает все расходы, необходимые для перевозки товара до пункта назначения. После доставки товара все риски переходят к покупателю. Продавец также несет обязанность осуществить страхование товара от риска потери или повреждения вовремя перевозки в пользу покупателя. То есть продавец обязан заключить договор страхования и осуществить оплату страховых взносов. Также, как и в термине CIF,продавец должен застраховать товар с минимальным покрытием. Если покупатель желает страхование с большим покрытием он или обращается к продавцу либо самостоятельно заключает дополнительное соглашение к договору страхования. 

Если перевозку осуществляют несколько перевозчиков, то риск переходит в момент передачи товара первому из них.

Кроме того, обязанность таможенной очистки товара для экспорта лежит на продавце.

Термин CPT (фрахт/перевозка оплачены до) определяет, что на продавце лежит обязанность по доставке товара перевозчику. При этом продавец оплачивает расходы по перевозке товара до названного пункта назначения. Покупатель же несет риски потери или повреждения товара после передачи товара перевозчику.

Также как в термине CIP, если перевозку осуществляют несколько перевозчиков, то риск переходит в момент передачи товара первому из них.

Группа D(доставка)содержит три термина: DAT, DAP, DDP. Используются для любых видов транспорта.

Термин DAT («поставка в терминале») указывает, что продавец считается исполнившим обязательства с момента, когда товар, который был выпущен в таможенном режиме экспорта, доставлен в терминал места назначения. Под «терминалом» понимается железнодорожная станция, аэропорт, причал и т.д. Продавец несет риски и расходы, которые связаны с транспортировкой товара или его выгрузкой на терминале, включая, там, где это необходимо, любые расходы для экспорта из страны назначения.

Термин DAP («поставка в пункте») используется, для обозначения выполнения обязательств продавцом с момента, кода он предоставил покупателю товар, который готов к выгрузке с транспортного средства, когда он прибыл в обозначенное место назначения.

Продавец несет бремя расходов и рисков в течении транспортировки товара в место назначения. Также продавец обязан выполнить экспортные таможенные процедуры для вывоза товара, но при этом он не обязан выполнять таможенные действия для ввоза товара, оплачивать импортные таможенные налоги.

Термин DDP («поставка с оплатой пошлины») указывает, что продавец предоставляет не разгруженный товар покупателю, после прохождения таможенного оформления.Также как и в предыдущих терминах, продавец несет бремя расходов и рисков, которые связаны с перевозкой товара.

Данный термин подразумевает максимальные обязанности для продавца. Кроме того, термин DDP не применяется, если продавец не в состоянии обеспечить получение импортной лицензии.

Автор статьи: юрист «Правового бюро «ТРИБУН» Самохин С.В.

Юридическая фирма «Правовое бюро «ТРИБУН». Все права защищены.

К списку статей