Франчайзинг
Какие бы дефиниции не предлагались слову «франчайзинг» разными источниками, суть термина сводится к тому, что франчайзинг есть некая система перманентных контрактных отношений между субъектами – франчайзором (продавцом франшизы) и франчайзи (покупателем франшизы) с целью взаимного удовлетворения интересов посредством совместного ведения бизнеса.
В подобной системе отношений основная цель франчайзора – распространить свой бизнес, постоянно повышая узнаваемость бренда, что и должно привести,соответственно, к увеличению финансовой прибыли. А основная цель франчайзи –это начать бизнес по в каком-то смысле упрощенной системе, заранее предполагая хотя бы ориентировочный результат.
На примере, который мы сейчас изложим, можно понять основной плюс франчайзинга и его основной минус. К примеру, достаточно сложно предположить,что можно «прогореть», приобретя франшизу на открытие ресторана «Макдоналдс». Действительно, затраты окупятся – и через какое-то время франчайзи сможет получать прибыль с вложений. Но минус заключается в том, что франшиза на«Макдональдс» стоит очень дорого и может достигать цены большей, чем миллион долларов США.
Итак, франшиза - это контракт,заключаемый между франчайзиром и франчайзи, закрепляющий совокупность условий ведения бизнеса с использованием конкретной торговой марки и фирменных технологий франчайзора, т.е. дающий право франчайзи на продажу конкретной продукции или на предоставление конкретных услуг потребителю на условиях,предлагаемых франчайзором.
Как правило, приобретение франшизы происходит в несколько этапов,на которых франчайзи выплачивает франчайзору стоимость франшизы, что и является неким первоначальным взносом. Далее – выплачивается сумма за приобретение специального оборудования и материалов. И последнее - ежемесячные выплаты,которые подразделяются на роялити и на рекламный сбор. По поводу рекламного сбора – все однозначно очевидно. Разбираемся с понятием «роялти».Итак, роялти – периодическое денежное вознаграждение использование патента правообладателя.
Так, совокупность перечисленных выплат позволяет франчайзи получить некий франчайзинговый пакет, включающий в себя права на использование торговой марки, условия поставки оборудования и материалов и обучение технологии ведения бизнеса.
Юридическое регулирование отношений между субъектами франчайзингового бизнеса в России регулируются франчайзинговым договором. Он же есть договор коммерческой концессии. Такой договор,как правило, заключается на срок до пяти лет.
Очевидно, что чем известнее торговая марка, под которой распространяются товары или услуги, тем дороже франшиза. Справедливо, что менее крупные бренды, а также иностранные франчайзоры, предлагающие относительно неизвестные на отечественном рынке марки,зачастую предлагают заметно более мягкие условия для привлечения франчайзи, что выражается, как правило, в снижении цен на франчайзинговый пакет, в скидках на оборудование, в проведении бесплатного обучения ведению бизнеса.
Важно сказать, что приобретение специальных материалов и оборудования, обустраивание торговых площадей и есть основополагающие инвестиции в бизнес, которые в среднем обходятся франчайзи (по данным статистики на основе изучения российского франчайзингового рынка) в сумму от полутора до десяти миллионов рублей, почему в мировой практике подобный процесс нередко происходит на условиях лизинга.
При конечном подсчете затрат несложно выяснить, что приобретение франшизы обходится приблизительно в полтора раза дороже, чем создание аналогичного собственного проекта без обращение к франчайзингу. Причина дороговизны франчайзинга очевидна: высокие требования франчайзора к франчайзи по причине заботы первого о репутации своего бренда. Так, для франчайзи переплата – это прежде всего расходы за необходимости поиска собственной ниши на рынке, что,несомненно, в высшей степени существенно снижает вероятнейшие риски для начинающего предпринимателя.
Статистика говорит о том, что из 100% начинающих независимых предприятий«выживают» и продолжают развиваться всего 35%, а из 100% начинающих франчайзи«процветают» 86%.
В России развитие франчайзинга началось в начале 90-х а именно в 1993 году,однако в силу несовершенства законодательства, кредитной политики, налоговой системы, наличия совокупности социальных проблем того периода бума франчайзингане наблюдали. Тем не менее, франчайзинг в РФ растет. Развивается даже региональный франчайзинг. Но растет он весьма самостоятельно и достаточно самобытно, если так можно выразиться.
Суть в том, что франчайзинг в классическом своем понимании подразумевает продажу франшиз – так называемое «клонирование бизнеса», в основе которого лежит максимально жесткая схема взаимодействия сторон франчайзингового договора при строгом соблюдении его условий. В России принято применять собственные методы работы и некий «индивидуальный подход» к отчасти чужому бизнесу. Возможно, в этом есть некоторые плюсы: учитывается местная специфика ведения бизнеса при существующих административных барьерах. Но зачастую страдает гарантируемое франчайзором ожидаемое потребителем качество предоставления услуги или продажи товара.
На самом деле, на западе практикуют два типа работы франчайзинга: «прямой франчайзинг» и «мастер франшиза».
Прямой франчайзинг подразумевает сотрудничество сторон договора напрямую.То есть, между франчайзором и местным франчайзи связь прямая. Понятие «мастер франшиза» подразумевает исключительное право франчайзи на развитие своей торговой марки на определенной конкретной территории – зачастую на территории определенного государства.
На российском франчайзинговом рынке прямой франчайзинг встречается значительно реже, чем более удобный «мастер франшиза», выбираемый франчайзорами, несмотря на их риски потерять контроль над качеством предоставления услуг или продажи товара потребителям на вверенной фрачайзи территории.
Сегодня прогнозируется развитие иностранного франчайзинга в России как в сфере фаст-фуда (классика франчайзинга), но и даже а в развитии услуг автосервиса,в образовательных услугах, а также, что естественно, в сфере оздоровительных и омолаживающих услуг (речь идет о салонах красоты, спа-центрах и т.п.).
США на актуальный момент очень заинтересованы в российском местном рынке.Именно Штаты ведут в высшей степени активную политику продвижения собственных торговых марок в мире посредством распространения и широко известных брендов, и«новичков» на рынке.
В заключение статьи хотелось бы отметить, что начало развития франчайзинга было положено еще в середине позапрошлого века Zinger’ом и General Motors, которые стали применять подобную систему в развитии собственного бизнеса.Роналд МакДоналд при помощи системы франчайзинга расширили придорожную забегаловку до дорогого и одного из самых популярных брендов в мире. Сложно пересчитать количество успешных бизнесменов, начавших свой финансовый путь с франчайзинга.
Очевидно, что франчайзинг признан во всем мире как наиболее эффективный экономический инструмент, применимый практически в любых сферах рынка. Главное предназначение франчайзинга - развитие малого и среднего бизнеса, что особенно актуально для развивающихся рынков, в которых франчайзинг есть наиболее быстрый и эффективный способ обучения предпринимателей неким практическим стандартам, необходимым для становления успешного бизнеса.
Автор статьи: юрист «Правового бюро «ТРИБУН» Усенко Д.В.
Юридическая фирма «Правовое бюро «ТРИБУН». Все права защищены.
К списку статей