г. Тула, ул. Советская, д. 7, офис 33 8 (4872) 38-42-71

Правовое бюро

Трибун

juristtula@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ВЕДЕНИЕ ДЕЛ В СУДАХ

Формы недобросовестной конкуренции

Заказать судебное представительство в арбитражных и районных судах Заказать

И малый, и крупный бизнес может столкнуться с недобросовестной конкуренцией со стороны других участников рынка. Для того, что бы противостоять нечистоплотным конкурентам, надо знать, какие формы имеет недобросовестная конкуренция, и как с ней бороться.

Дискриминация

Эта ситуация, когда Ваш конкурент распространяет ложную информацию о Ваших ценах («у них очень высокие цены»), качестве товаров (говорит о низком качестве), пригодности товара для определенных целей. В целом, это или общая, оценочная ложь о компании, её товарах или услугах, или конкретная (конкурент сообщает о конкретных потребительских свойствах товара). Само собой не будет являться дискриминацией правдивая информация о товарах конкурента. Если, ООО «Печеньки» укажет, что в составе пряников содержится пальмовое масло, то это не будет дискриминацией производителя таких пряников (при условии, что информация достоверна).

Введение в заблуждение

Ваши конкуренты могут ничего не писать о Вас, они могут писать только о себе на своем сайте, в своей рекламе, и при этом вводить потребителя в заблуждении. В целом, это такая же ложь только не о других, а о себе. О чем может врать компания? О потребительских свойствах товаре, о его качестве, назначении своего товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования товара, его пригодности для определенных целей, количества товара, предлагаемого к продаже, места производства товара, гарантийных обязательствах, об изготовителе товара, о цене товара. Не правда ли этим грешит почти каждая фирма? К примеру, на сайте фирмы написано, что одежда из Англии, а реальное место производства товара – Китай. В рекламе, говорят о гарантии в три года, открываешь договор, а в договоре вместо 3 лет – три месяца. А сколько обмана в цене, обещают самую низкую цену, а на деле втридорога. Про потребительские свойства товара врут наиболее часто. Дорогие потребители, если Вы видите такие факты, обращайтесь в федеральную антимонопольную службу, недобросовестных дельцов не стоит поощрять.

Недобросовестная конкуренция 2.jpg

Некорректное сравнение

Это прием недобросовестной конкуренции, когда компания сравнивает себя с какой-то другой компанией, причем конкретной. Или товаром другого производителя, продавца. При этом используются такие слова, как: "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный". Думаю, смысл ясен. Опять же сравнивать себя можно, но по конкретным и важным критериям. Большинство фирм обходят этот запрет, тем, что не указывают конкретный эталон сравнения. Вы, наверное, это не раз видели в рекламе стирального порошка. Когда известный бренд сравнивается с неким непонятным «простым» стиральным порошком. Мне всегда хотелось спросить в этом момент, ну скажите Вы, наконец, кто же выпускает этот простой и нехороший стиральный порошок, перед которым Вы так кичитесь? Может быть, он не так уж и плох? Но, нет, рекламодатели читали Закон о защите конкуренции, им лишние суды не нужны.

Приобретение и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг

Прежде всего, здесь идет речь о товарных знаках. К примеру, можно зарегистрировать на себя товарный знак и его не использовать, но, при этом, не давать другим производителям регистрировать схожий товарный знак (такой своеобразный «шантаж»). Некоторые фирмы, видя, что у конкурентов товарный знак не зарегистрирован, регистрируют его на себя. А потом приходят к конкуренту, который использовал этот бренд уже лет 5, и говорят, что Вы неправомерно используете наш товарный знак. Такое поведение, конечно, недобросовестное, если не сказать, подлое. Но, а самое распространенное нарушение, использование «чужих» товарных знаков в гражданском обороте.

Использование результатов интеллектуальной деятельности

Всё, кроме товарных знаков. Речь идет о незаконном использовании произведений науки, литературы и искусства, программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционные достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), и даже фонограмм. Что значит незаконном использование? Без разрешения правообладателя. К примеру, фирма А оформила патент на полезную модель, а фирма Б без согласия фирмы А использует в своей деятельности полезную модель фирмы А. Это недобросовестная конкуренция со стороны фирмы Б.

Создание смешения

К данным нарушением относится использование сходного до степени смешения товарного знака (именно сходного, а не идентичного) или сходного фирменного наименования. Кроме того, является недобросовестной конкуренцией имитация внешнего вида товара конкурента (упаковки, этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом). Создание смешения – довольно распространенная форма недобросовестной конкуренции, ведь за чужой фирменный стиль надо платить по договору франчайзинга, да и не каждая компания согласится заключить договор франшизы. Куда легче, скопировать фирменный стиль понравившегося кафе или магазина, сделать похожий товар. Не каждый покупатель отличит одно мороженое от другого.

Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Довольно редкая форма недобросовестной конкуренции, заключающаяся в использовании указанной информации для своих целей или её разглашение.

Недобросовестная конкуренция 3.jpg

Список форм недобросовестной конкуренции не является закрытым. Существуют ещё международные классификации таких форм. Недобросовестную конкуренцию следует отличать от использования своего доминирующего положения на товарном рынке и антиконкурентного соглашения, которые заключают хозяйствующие субъекты.

Заключают, конечно, не в письменной форме, а по сути. Так, в заключении такого соглашения была замечена Ассоциация операторов алкогольного рынка Оренбургской области. Суд посчитал, что о заключении соглашения свидетельствует синхронная и единообразная ценовая политика участников Ассоциации (пункт 9 Обзора ВС РФ по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере).

Куда жаловаться?

В каждом субъекте Российской Федерации действует Управление Федеральной антимонопольной службы. Вот туда и надо жаловаться. ФАС наложит на нарушителя административный штраф от 100 000 до 500 000 рублей для юридических лиц, на ИП – от 12000 до 20000 рублей (ст. 14.33 КоАП РФ). А за баловство с товарными знаками штраф ещё больше и зависит от величины выручки нарушителя.

Автор статьи: юрист «Правового бюро «ТРИБУН» Миронов А.В.

Юридическая фирма «Правовое бюро «ТРИБУН». Все права защищены.

К списку статей