г. Тула, ул. Советская, д. 7, офис 33

Правовое бюро

Трибун

juristtula@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ВЕДЕНИЕ ДЕЛ В СУДАХ

Особенности судебной практики по административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 12.1, ч. 1, 2 ст. 12.2, ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ

Заказать судебное представительство в арбитражных и районных судах Заказать

Участвуя каждый день в общественных отношениях, связанных с управлением автотранспортным средством, мы порой по своей воле, а порой и по не знанию нарушаем некоторые пункты правил дорожного движения, за которые следует административная ответственность. Проблема заключается в том, что зачастую не только водители, но и сами сотрудники ДПС ГИБДД не в состоянии грамотно квалифицировать совершенное правонарушение. Данная статья позволит, прочитавшим ее будущим нарушителям правил дорожного движения грамотно определять законные санкции, за совершенные административные правонарушения. Данная статья разделена на три логических части. Каждая часть состоит из описания состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, определения вопросов неправильного токования данной статьи со ссылкой на судебную практику Верховного суда РФ.

  1. Часть 1 статьи 12.1 КоАП РФ применяется при управлении транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке». В Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 декабря 1993 года № 1090 под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Состав указанного правонарушения определяется следующим образом. Объектом данного административного правонарушения, являются общественные отношения в сфере эксплуатации транспортных средств. Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения заключается в управлении водителем транспортным средством, не зарегистрированным в установленном, т.е. в невыполнении требований п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения". Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Регистрационные данные указываются в регистрационных документах, к которым относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или технические паспорта транспортных средств. Субъектом данного административного правонарушения являются водители транспортных средств. С субъективной стороны управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере 100 (Сто) рублей.
  2. ВОПРОС: Какой квалификации подлежит административное правонарушение в виде управления транспортным средством с просроченными регистрационными знаками «транзит»?

    Зачастую сотрудники ДПС ГИБДД неправильно квалифицируют указанное административное правонарушение и применяют при его совершении ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, при которой водитель вынужден, будет либо заплатить штраф 2 500 рублей, либо будет лишен правом управления автомобилем на срок от 1 до 3 месяцев. Данная позиция инспекторов ДПС ГИБДД ошибочна. Данной позиции придерживается и Верховный суд РФ. По его мнению в соответствии с ГОСТ Р 50577-93 "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 29 июня 1993 г. N 165, знаки "транзит" выдаются на транспортные средства, временно допущенные к участию в дорожном движении. Согласно п. 30 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59, регистрационные знаки "транзит" соответствующих типов, установленных государственными стандартами Российской Федерации, выдаются для перегона транспортного средства к месту регистрации или в связи с вывозом транспортного средства за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание.

    В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 (в ред. от 12 августа 2004 г.) "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

    Таким образом, знаки "транзит" хотя и являются государственными регистрационными знаками, однако их выдача не свидетельствует о том, что транспортное средство поставлено в установленном порядке на регистрационный учет. Наличие регистрационного учета транспортного средства является основополагающим условием для допуска его к участию в дорожном движении и получения постоянных государственных регистрационных знаков. Поэтому в случае управления автомобилем с просроченными регистрационными знаками "транзит" водитель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 12.1 КоАП РФ (БВС РФ. 2007. N 10. С. 21).

  3. Часть 1 статьи 12.2. КоАП РФ относится к управлению зарегистрированным транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками. Часть 2 статьи 12.2. КоАП РФ применяется при управлении транспортным средством без государственных регистрационных знаков. Объектом правонарушений, предусмотренных ч. 1,2 статьи 12.2. КоАП РФ, являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в управлении транспортным средством, на котором установлены государственные регистрационные знаки, не отвечающие предъявляемым к ним требованиям. Требования к государственным регистрационным знакам установлены ГОСТ Р 50577-93. Регистрационные знаки должны изготавливаться в соответствии с требованиями указанного стандарта. На механических транспортных средствах и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца. Объективной стороной по ч. 2 указанной статьи является управление водителями зарегистрированными транспортными средствами без государственных регистрационных. Субъектами данных административных правонарушений являются водители транспортных средств. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные ч. 1,2 статьи 12.2 КоАП РФ, характеризуются умышленной виной. За нарушение ч. 1 статьи 12.2 КоАП РФ предусмотрена санкция в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере ста рублей. За нарушение ч. 2 статьи 12.2 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
  4. ВОПРОС: При отсутствии на автомобиле одного из регистрационных знаков (например, переднего) какую часть указанной статьи необходимо применять при квалификации совершенного административного правонарушения?

    Согласно п. 2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, на механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца.

    В соответствии с п. И.1 приложения И к ГОСТ Р 50577-93 "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования" (утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19 ноября 2001 г. N 465-ст) на легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилях и автобусах должны быть предусмотрены места для установки одного переднего и одного заднего регистрационных знаков.

    Следовательно, согласно требованиям государственного стандарта на транспортном средстве должны быть установлены два государственных регистрационных знака в предусмотренных для этого местах.

    Часть 2 ст. 12.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, т.е. без двух (переднего и заднего) номерных знаков. Отсутствие же одного номерного знака не образует состава административного правонарушения по ч. 2 указанной выше статьи. Управление транспортным средством с одним регистрационным знаком затрудняет только идентификацию такого автомобиля.

    Исходя из изложенного выше, управление хотя и зарегистрированным транспортным средством, но с одним регистрационным знаком является нарушением требования государственного стандарта, регулирующего вопрос установки государственных регистрационных знаков. С учетом того, что один из регистрационных знаков доступен для обозрения, такое правонарушение следует квалифицировать по ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ (БВС РФ. 2007. N 10. С. 20).

  5. Часть 2 статьи 12.37 КоАП РФ посвящена неисполнению владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует. Объектом рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области дорожного движения, урегулированные Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп.) и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 (с изм. и доп.).
  6. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, выражается в следующем. Во-первых, в неисполнении обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной в ст. 4 упомянутого Федерального закона. Во-вторых, в управлении транспортным средством, владельцем которого не осуществлено обязательное страхование своей гражданской ответственности, поскольку в ст. 32 указанного Федерального закона, а также в ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлен запрет на использование (эксплуатацию) таких транспортных средств на территории РФ. Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ являются водители, управляющие теми транспортными средствами, владельцы которых не осуществили страхование своей гражданской ответственности. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной, причем к водителям, управляющим соответствующими транспортными средствами, административное наказание применяется только в том случае, если обязательное страхование гражданской ответственности заведомо отсутствует (т.е. когда водителю было известно об отсутствии страхования). При совершении административного правонарушения предусмотренного указанной статьей предусмотрена санкция в виде административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

    ВОПРОС: Является ли управление без продленного полиса ОСАГО в течение месяца с окончательной даты полиса за предыдущий год административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ?

    Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых этой статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора. Договор обязательного страхования продлевается на следующий год, если страхователь не позднее чем за два месяца до истечения срока действия этого договора не уведомил страховщика об отказе от его продления. Действие продленного договора обязательного страхования не прекращается в случае просрочки уплаты страхователем страховой премии за следующий год не более чем на 30 дней. При продлении договора обязательного страхования страховая премия за новый срок действия договора уплачивается в соответствии с действующими на день ее уплаты страховыми тарифами.

    Вместе с тем согласно п. 31 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263, в случае просрочки страхователем уплаты страховой премии по договору обязательного страхования, срок действия которого был продлен, не более чем на 30 календарных дней и наступления в этот период страхового случая страховщик не освобождается от обязанности произвести страховую выплату. В случае просрочки страхователем уплаты страховой премии более чем на 30 календарных дней действие договора обязательного страхования прекращается.

С учетом изложенного ответственность владельцев транспортных средств, управляющих автомобилем в указанный период времени, является застрахованной, поскольку договор обязательного страхования в силу закона считается продленным.

Таким образом, водители, управляющие транспортным средством в период действия договора обязательного страхования, не превышающего одного года и 30 дней, не могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ (Постановление ВС РФ N 83-Ад06-1).

Автор статьи: юрист юридической фирмы Правовое бюро "Трибун" Самохин С.В.

К списку статей