Вернуться на главную

Ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению

В настоящее время в российском обществе проходят бурные обсуждения проблемы, связанные с законодательным закреплением принудительного изъятия земель, использующихся не по целевому назначению.

Так как любой земельный участок характеризуется принадлежностью к определённой категории и имеет установленный вид разрешенного использования, необходимо определиться в двух понятиях:

Категория земель - это группа однородных земельных участков, схожие по своему целевому назначению.

Вид разрешенного использования земельного участка - это закрепленные на законодательном уровне параметры эксплуатации земельного участка.

Земельный кодекс РФ выделяет семь различных категорий земельных участков, среди которых можно выделить земли сельхоз назначения, земли поселений, земли особо охраняемых территорий, земли лесного и водного фонда и т.д.

Стоит отметить, что вид разрешенного использования земли заключается в определении вида использования земель исходя из принадлежности их к тому или иному зонированию территорий, осуществляемому органами местного самоуправления. Отметим некоторые из видов разрешенного использования земельных участков: для сельскохозяйственного производства, для дачного строительства, для садоводства, для огородничества, для индивидуального жилищного строительства, для личного подсобного хозяйства, для крестьянско-фермерского хозяйства и т.д.

Таким образом, законодатель закрепил за земельными участками характеристики, определяющие их целевое назначение. За последнее время огласке средств массовой информации предавались случаи не целевого использования земельных участков, в частности на территории Москвы и Московской области.

В связи с этим государство законодательно закрепило меры ответственности, регулирующие, в том числе вопросы целевого использования земельных участков на территории страны.

В соответствии с действующим законодательством установлено два вида ответственности за не целевое использование земельных участков: административная ответственность в виде штрафа, возможность принудительного изъятия земельных участков в определенных законом случаях. К первому виду санкций относятся положения статьи 8.8. Кодекса об административных правонарушениях РФ, в соответствии с которой на физических и юридических лиц может быть наложен административный штраф в установленном размере. Что касается принудительного изъятия земельных участков, то данная санкция применяется в трех описанных случаях.

Во-первых, в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ земельные участки, принадлежащие на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или на праве пожизненного наследуемого владения могут быть в принудительном порядке изъяты по следующим основаниям:

  • участок используется с нарушением целевого назначения;
  • при использовании участка снизился уровень плодородия;
  • гражданин не устранил совершенное им правонарушение, например, умышленно загрязнил или испортил плодородный слой почвы, а также в случае систематической неуплаты налоговых сборов.

Во-вторых, в принудительном порядке может быть изъят земельный участок, находящийся во владении и пользовании на основании договора аренды. Основаниями для изъятия являются те же, что и указаны в предыдущем пункте.

В-третьих, в качестве особой категории земель, которая может быть принудительно изъята у собственника законодатель выделил земли сельскохозяйственного назначения. На указанные земли распространяется специальный федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Стоит особо отметить, что действие указанного закона не распространяется на земельные участки с видом разрешенного использования: для садоводства, для огородничества, для дачного строительства, для гаражного строительства и т.д. В соответствии с указанным законно земельный участок может быть изъят принудительно, если использование земельного участка повлекло за собой снижение плодородия земель сельхоз назначения или ухудшение окружающей среды, а также, если в течение трех лет подряд со дня возникновения у собственника права собственности на земельный участок он не использует его по прямому назначению.

При обнаружении указанных нарушений орган местного самоуправления накладывает административный штраф и дает предписание устранить в установленный срок выявленное нарушение. В случае, если собственник не исполнит требования изложенные в предписании, то орган местного самоуправления подает исковое заявление в суд о принудительном изъятии земельного участка из частной собственности.

Таким образом, на настоящий момент основной мерой ответственности для собственника, нарушающего закон является административный штраф. Что касается изъятия, то на практике оно применяется достаточно редко, о чем свидетельствуют например, гигантские масштабы земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящиеся в полном запустении. К собственникам таких земельных участков органы местного самоуправления не спешат применять соответствующие меря контроля.

В настоящее время подготовлен законопроект, посвященный некоторым изменениям положений Гражданского кодекса и Земельного кодекса. В соответствии с данным законопроектом органы власти получат право принудительного изъятия всех земельных участков, которые используются не в соответствии с целевым назначением.

Причинами такого изъятия могут являться:

1) Осуществление опасной деятельности на земельном участке, которая представляет угрозу для жизни и здоровья человека, окружающей среды, а также сохранению плодородия почвы;

2) Снижение плодородия на участке, который предназначался для ведения сельского хозяйства;

3) Неиспользование в течении трех лет подряд земельного участка для сельскохозяйственной деятельности;

4) Отсутствие здания и сооружения в течении трех лет подряд на земельном участке, который предназначен для строительства;

Изъятие будет происходить после того, как компетентный орган наложит административное взыскание в виде штрафа, и при условии, что нарушение не было устранено. Одновременно с этими действиями, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, выносит предупреждение о допущенных нарушениях и предписание об их устранении.

Если собственник в установленный в предписании срок не устранит нарушение, орган государственного земельного надзора сообщает об этом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. После чего эти органы направляют в суд заявление об изъятии земельного участка или о продаже этого участка с публичных торгов.

Можно согласиться, что изъятие имеет смысл, если деятельность, осуществляемая на участке, создает опасность для жизни или здоровья других людей. Но если изъятию подлежит участок, который не используется собственником (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), то этим нарушается конституционное право собственности гражданина, которое включает в себя владение, пользование и распоряжение имуществом.

Автор статьи: юрист юридической фирмы Правовое бюро «ТРИБУН» Самохин С.В.

К списку статей