Реорганизация учреждения

Поиски оптимальной формы функционирования некоммерческих учреждений нередко приводят к необходимости их реорганизации – процесса, связанного с прекращением или изменением текущего правового положения юридического лица с последующим образованием одного или нескольких новых субъектов. При этом образовавшиеся в результате юридические лица (лицо) является правопреемником учреждения, подвергшегося реорганизации.

Российское законодательство предусматривает такие виды реорганизации, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Порядок проведения реорганизации

Реорганизация учреждения регламентируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Каждый из её видов имеет свои юридические нюансы. В целом же алгоритм изменения правового статуса учреждения выглядит следующим образом.

  • Принятие учредителем решения о реорганизации. На этом этапе учредитель издаёт приказ, содержащий перечень мероприятий по подготовке к изменениям. Документ, в частности, должен содержать указание уполномоченным службам относительно уведомления о предстоящей реорганизации всех работников учреждения под личную подпись, а также согласования действий администрации и профсоюзного комитета.

  • Уведомление заинтересованных сторон. Учреждение через свои службы оповещает о предстоящей реорганизации налоговую службу, фонды, кредиторов, СМИ, а также своих работников, включая находящихся в декретных отпусках, на больничных и пр. Вместе с тем следует помнить, что реорганизация учреждения не является основанием для расторжения трудового договора, поэтому оповещать необходимо только тех сотрудников, в трудовые книжки которых будут вноситься соответствующие записи.

  • Составление передаточного акта или разделительного баланса. До окончания реорганизационных мероприятий в учреждении должны быть проведен все расчёты по активам и обязательствам. На их основе в случае преобразования, присоединения или слияния должен быть составлен передаточный акт, а в случае выделения или разделения – разделительный баланс. Документ утверждается учредителями и передается в государственные регистрационные органы.

  • Завершение реорганизации учреждения. После внесения соответствующей записи (записей) в ЕГРЮЛ реорганизация считается завершённой. В случае присоединения субъекта это будет запись о прекращении существования субъекта, ставшего частью реорганизованного учреждения, в остальных случаях – записи о вновь созданных или изменивших статус субъектах.

Обязанности работодателя

Реорганизация является довольно непростым процессом с точки зрения кадровой работы. Процесс накладывает на работодателя ряд обязанностей.

Как уже отмечалось, в начале процедуры работодатель обязан уведомить о реорганизации под личную подпись всех сотрудников (в т. ч. беременных, несовершеннолетних, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком и пр.), у которых тем или иным образом будут изменены условия трудового договора. До сведения работников необходимо довести информацию о дате завершения процесса и об их правах. Отсутствующие работники могут быть уведомлены письмом с уведомлением о вручении.

Увольнять работника в связи с реорганизацией совершенно не обязательно. Если он изъявил желание работать в учреждении с изменённым правовым статусом, с ним заключают дополнительное соглашение об изменении сведений о работодателе, а в трудовую книжку и личную карточку вносят соответствующие записи.